Суббота, 21.10.2017, 14:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Профиль
Привет: Гость

Сообщения:

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Товары для детей
Категории раздела
Последние статьи
Теги
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Друзья сайта
=========================
Статистика
Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Логопедия » Речевого дыхания

Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи (Часть 1)


Здоровье людей – основная ценность всего человечества.

Уровень здоровья зависит не только от социально-экономических условий общества и генетических особенностей, но и в значительной степени от климатогеографических условий региона проживания данной группы населения.

Всем известно, что климатогеографические условия Крайнего Севера, в частности нашего города Нового Уренгоя, отличаются низкими температурами воздуха, резкими перепадами атмосферного давления, сильными ветрами, дефицитом ультрафиолетового излучения, повышенной геомагнитной активностью, изменением фотопериодизма. Все эти условия оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье человека.

Особенно это заметно проявляется у детей и подростков, т.к. функциональное состояние нервной, эндокринной систем и общего гомеостаза у лиц молодого возраста особенно лабильно.

Погодно-климатическим факторам принадлежит существенная роль в развитии ухудшений и обострений сердечно-сосудистых заболеваний в детском возрасте. Изменение функционального состояния сердечно-сосудистой системы приводит к перестройке кислородного режима организма, нарушениям его газообмена, и естественно, сопровождается перестройкой и нарушениями со стороны дыхательной системы.

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции– осуществление газообмена– дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь, как известно, является составляющей общего здоровья.

Наш детский сад "Морозко” Управления дошкольных подразделений "Уренгойгазпром” работает по оздоровительному направлению, посещают его дети соматически ослабленные, среди которых дошкольники с речевыми нарушениями (состав детей постоянно сменяемый), в дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для профилактики и лечения нуждающихся ребятишек. Так как у многих логопедических детей отмечаются заболевания верхних дыхательных путей, то естественно наблюдаются и несовершенства физиологического дыхания, вследствие чего нарушается речевое дыхание.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:

   1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

   2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы.

   3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).

   4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.

   5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

   6. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

С учетом того, что дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то сформировать его надо в оптимальные сроки. Поэтому, рассмотрев, совместно с врачом-педиатром все возможные варианты для эффективности работы по формированию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями, пришли к выводу о необходимости применения нетрадиционного подхода.

Реализация предлагаемого нетрадиционного подхода по решению данной проблемы позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

    * снизить трудоемкость;

    * преодолеть детям эмоциональные барьеры;

    * стабилизировать у ребенка психофизиологические процессы;

    * интенсифицировать процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

    * формировать у дошкольника познавательную мотивацию.

Модель нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие:

– систематизация стандартных и вариативных игр и упражнений;

– использование метода Биологической Обратной Связи;

– применение точечного массажа;

– применение оздоровительных методов, направленных на осознание использования речевого дыхания в повседневной жизни (реабилитационно-превентивные мероприятия: галотерапия, ароматерапия, фитотерапия ).

Используя нетрадиционный подход по формированию речевого дыхания, решаются задачи по следующим направлениям:

    * формирование диафрагмального типа дыхания,

    * развитие физиологического и речевого дыхания,

    * развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,

    * развитие голосовой функции, профилактика нарушений голоса,

    * работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,

    * обучение ребенка соблюдению норм произношения,

    * обогащение и активизация словарного запаса дошкольника,

    * формирование грамматических категорий языка и связной речи,

    * развитие общей и мелкой моторики,

    * развитие межполушарного взаимодействия.

Модель работы логопеда по формированию речевого дыхания с опорой на нетрадиционный подход формирует у воспитанников правильное речевое дыхание в процессе логопедических занятий, создавая высокую мотивацию, способствуя, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.

Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.

В древних писаниях говорится: "Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ”.

Различают 3 главных способа дыхания: 1)верхнее дыхание (ключичное); 2)среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); 3)нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).

С дыханием связан целый ряд психофизиологических функций; массаж диафрагмой внутренних органов брюшной полости, тренировки дыхательных мышц, воздействие на периферическую и центральную нервную систему, выделения отработанных газов и токсинов.

Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе .

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе в норме

Длительность занятия по формированию речевого дыхания

2-3 года

2-3 слова

2-3 мин.

3-4 года

3-5 слов

3-4 мин.

4-6 лет

4-6 слов

4-6 мин.

6-7 лет

5-7 слов

5-7 мин.

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.































В закладки:  

Категория: Речевого дыхания | Добавил: leshii (14.04.2011) W
Просмотров: 1034 | Комментарии: 1 | Теги: для дошкольников с нарушениями речи, логопедия, Нетрадиционный подход к формировани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
I actually found this more enteratinnig than James Joyce.

Имя *:
Email *:
Код *: