Суббота, 21.10.2017, 14:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Профиль
Привет: Гость

Сообщения:

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Товары для детей
Категории раздела
Последние статьи
Теги
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Друзья сайта
=========================
Статистика
Счетчик тИЦ, PR и обратных ссылок Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Логопедия » Речевого дыхания

Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи (Часть 2)


Процесс формирования речевого дыхания, в работе учителя-логопеда, мы условно разделили на три этапа с учётом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников.

    * 1 этап – формирование неречевого дыхания (формирование длительного выдоха у детей от 2-х до 4-х лет)

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом. Дети четвертого года жизни тоже имеют трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок в норме может произнести небольшую фразу или произнести цепочку из 3-4 звуков. Поэтому на первом этапе с 2-х до 4-х лет необходимо обучать длинному плавному выдоху (на четвертом году жизни, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, обучаем его вдоху через нос).

    * 2 этап – формирование неречевого дыхания (формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания у детей с 4-х лет).

На пятом году жизни дети без речевой патологии способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации, так как речевое дыхание удлиняется. Таким образом, на втором этапе с 4-х лет необходимо начать обучение ребенка диафрагмально-релаксационному дыханию (ДРД), которое является основой речевого дыхания. На практике для формирования ДРД, применяем метод БОС (биологической обратной связи).

    * 3 этап – формирование речевого дыхания (при проработанности первых двух этапов).

Обучив ребенка ДРД, можно приступать к третьему этапу – формирование речевого дыхания.

   1. Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.

   2. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.

   3. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит)

   4. На одном выдохе 1,2,3… слогов.

   5. Произношение 1,2,3… слов.

   6. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи.

Над формированием правильного дыхания работают не только учитель-логопед и воспитатели, но и инструктор по плаванию, инструктор по физкультуре, музыкальные руководители. Для того, чтобы научить детей правильно дышать, взрослым самим необходимо владеть навыком диафрагмального дыхания.

Чтобы ребенок не утратил полученные навыки ДРД, необходимо их закрепить. Для этого надо обучить родителей диафрагмальному дыханию

Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и вариативных игр и упражнений, реабилитационно – превентивных мероприятий (галотерапия, ароматерапия, фитотерапия ), точечного массажа.

Соблюдение всех составляющих процесса формирования речевого дыхания у дошкольников с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.

Поэтому, модель работы учителя – логопеда, можно представить следующим образом:

Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

Приложение 1

Логотерапевтический метод БОС.

Логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания

Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.

Научить ребенка диафрагмальному дыханию – это еще не все. Методика предполагает не только дыхание животом, но и контроль, за гармонией дыхания и сердца, управление пульсом через дыхание.

Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма.

Данная компьютерная программа в сочетании с комплексом стандартных и вариативных игр, превращают логотерапевтическую процедуру в занимательную игру, что соответствует новообразованиям дошкольного возраста и ведущему виду деятельности детей.

Цель занятий методом БОС: выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами.

Включив логотерапевтический метод БОС в работу , как часть логопедического занятия, в сочетании с традиционными и вариативными играми, реабилитационно-превентивными мероприятиями (галотерапия, ароматерапия, фитотерапия), и точечным массажем, убедились в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

Использование точечного массажа в логопедической работе.

Изучив много теоретического и практического материала, касающегося использования точечного массажа, мы включили в комплексную логопедическую работу с детьми некоторые элементы данного вида массажа.

Точечный массаж проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим и физиотерапевтическим воздействиями. При применении точечного массажа происходит воздействие на точку, стимулируя или успокаивая нервную систему, что зависит от способа, техники воздействия. Он усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение. Точечный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность, то есть на мышцы артикуляционного, вокального и дыхательного аппаратов.

Формирование речевого дыхания начинается с воспитания навыков носового дыхания.

Комплекс массажа БАТ, способствующий нормализации носового дыхания:

1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям.

2. Постукивать по крыльям носа.

3. Поглаживать нос и его придаточные пазухи.

4. Сделать "курносый нос”, потряхивая кончик носа указательным пальцем

5. Указательными пальцами вибрирующим движением активизировать БАТ возле крыльев носа с обеих сторон.

Комплекс массажа БАТ, способствующий снятию напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры

1.Одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе.

2. Одиночная точка в центре подбородочно-губной складки. 3. Парные точки кнаружи от угла рта на 1см на вертикальной линии от зрачка.

Комплекс массажа БАТ, способствующий снятию напряжения с голосового аппарата

1. Точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща

2.Точка примерно на 0,7см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

Комплекс массажа БАТ, способствующий расслаблению мышц глотки, гортани и корня языка. Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения. Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости.

Комплекс массажа БАТ, направленный на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса:

1.Точка находится на уровне ладони, приложенной к ключицам.

2.Точка на уровне расположения сосков в центре грудины.

3. Парные точки находятся в углублении, образующемся при положении сведенных плеч.

Использование фитотерапии для формирования правильного дыхания































В закладки:  

Категория: Речевого дыхания | Добавил: leshii (14.04.2011)
Просмотров: 1317 | Комментарии: 1 | Теги: для дошкольников с нарушениями речи, логопедия, Нетрадиционный подход к формировани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
A bit srupriesd it seems to simple and yet useful.

Имя *:
Email *:
Код *: